Бизнес и государство: опыт Аскара Абдыкалыкова в законотворчестве и взаимодействии с государством
Дата: 26.12.2024 г.
Формы вовлечения бизнеса в государственное управление обсудили в открытом диалоге бизнеса и власти, организованном в рамках третьего международного юридического форума, который прошел в Казани. На площадке обсуждалась одна из форм участия предпринимателей в государственном управлении — такая, как внесение законодательных инициатив в тех сферах законодательного регулирования, в которых бизнес выступает с экспертных позиций. На территории СНГ такой опыт уже есть, как есть и специалисты, которые прокладывают этот путь. О том, как бизнес может вносить важный вклад в государственное управление, мы поговорили с кыргызским юристом Аскаром Абдыкалыковым — членом комитета недропользования Международного делового совета по улучшению законодательной базы Кыргызстана.
— Аскар, Вы работаете в комитете, занимающемся совершенствованием законодательства Кыргызской Республики, при этом представляя интересы крупного бизнеса. Но разве это не противоречит максиме отделения бизнеса от власти?
— Я бы не назвал это максимой. Безусловно участие бизнеса в законотворчестве имеет свои риски, заключающиеся в опасности доминирования интересов бизнеса над государственными интересами. С другой стороны, бизнес намного глубже понимает проблемы своей отрасли и может предложить поправки в законодательство, наиболее эффективно отвечающие не только своим интересам, но и интересам общества и государства. Одной из своих задач я как раз вижу соблюдение этой тонкой грани, учет интересов обеих сторон и выявление и принятие решений, приносящих максимальную пользу обществу.
— В чем же секрет соблюдения баланса между интересами бизнеса и государственными интересами?
— Вопрос в государственном контроле, тогда все социальные слои государства, включая бизнес, будут работать в интересах всего общества. Приведу свой пример. Мне довелось принимать активное участие в разработке различных нормативных актов, направленных на эффективное регулирование различных экономических вопросов, например таких, как, установление нормативов возмещения потерь сельскохозяйственного производства, поднимая этот вопрос на различных уровнях. В результате постановление позволило обеспечить обоснованное возмещение потерь для государства и других участников сельскохозяйственного сектора.
— Формирование законодательных инициатив — это не самая распространенная деятельность для инхаус-юриста. Что Вас привело к этой работе?
— Совокупность двух причин. Первая это моя профессиональная активность. Если я вижу способы решения проблемы, то прилагаю все возможные средства для её решения. Проще улучшить правила игры, чем постоянно бороться с последствиями их несовершенства. Второе — это вес организаций с которыми я работал в экономике Кыргызстана. Государство не может не прислушиваться к бизнесу, вносящему значительный вклад в его экономику. Стало очевидно, что мои знания как юриста могут помочь этому процессу который в общем-то был предопределен. Необходимо лишь облечь все в нужную форму.
— Вы работали пожалуй, в самой авторитетной юридической фирме Кыргызстана Kalikova and Associates. Что Вам дал этот опыт?
— В юридической фирме, я занимался самыми разнообразными вопросами: налоговое, контрактное, трудовое право, вопросы недвижимости, судебная практика. Это был отличный опыт для выпускника вуза, сформировавший меня как юриста, способного разобраться в любом вопросе.
— Почему Вы перешли из одной из известнейших юридических фирм Кыргызстана на должность юрисконсульта производственной компании. Это не было шагом назад в профессиональном развитии?
— Скорее наоборот. Еще в вузе мне нравилось два направления: арбитраж и право недропользования. Как раз этими вопросами мне предстояло заниматься в крупной английской золотодобывающей компании Chaarat Gold Holdings Limited куда меня пригласили на должность инхаус-юриста. Скажем так, работая в юриической фирме я закрепил свою высшее образование отличными практическими навыками. Но нашел я себя, именно работая инхаус-юристом на золотодобывающем предприятии. Именно тогда я начал работать в комитете по улучшению законодательства.
— Если деятельность в сфере регулирования недропользования и других смежных областей не удивляет, то Ваше участие в правовом регулировании других вопросов, например таких, как правила маркировки бутылированной воды довольно неожиданно. Что Вас мотивирует заниматься сферами с которыми Ваша работа напрямую не связана?
— Разумеется, вопросы связанные с недропользованием, представляют для нас главную сферу интересов. Но нужно понимать, что, например, Кумтор — одно из крупнейших в мире золоторудных месторождений, — занимает 21% от всего промышленного объема Кыргызстана. Оно неизбежно влияет не только на хозяйственную жизнь, но затрагивает все сферы государства и общества. Это большая ответственность. Как бизнес мы зачастую больше, чем законодательный орган, погружены в проблемы экономики, экологии, , чувствуем свою ответственность перед обществом и государством в целом. Как представитель крупного бизнеса и как гражданин, я стараюсь реализовать свои знания и опыт в той сфере, в которой я смогу принести больше пользы.
— Как Вы считаете, насколько глубоко бизнес должен быть погружен в законодательный процесс?
— Глубина вовлечения бизнеса в законотворческую деятельность должна отвечать уровню задач стоящих перед государством и обществом. Бизнес может предложить эффективные поправки в законодательстве так, как глубже понимает проблемы своей отрасли. Он может помочь государству создать наиболее благоприятную среду для своего развития, а следовательно принести пользу экономике государства и общества. Однако цель любого бизнеса это получение прибыли, поэтому для предотвращения преобладания его интересов над интересами общества вовлечение предпринимательского сообщества в законодательные процессы не может проходить бесконтрольно. Адаптация законодательства страны под специфику бизнес-процессов должна осуществляться без ущерба для других общественных отношений и проходить под общественным и государственным контролем.
Низомжон Исломов